Сусальное золото: секреты производства и использования
Пять тысячелетий назад египетские ремесленники обнаружили удивительное свойство золотого металла быть податливым, оставаясь прочным. Древние мастера научились с помощью камня расплющивать самородки до состояния тонкого листа. Так появилось первое в мире сусальное золото и первые в истории позолотчики. Искусство и религия получили новые возможности для декорирования культовых и художественных артефактов.
Не только украсить, а и…съесть
Что такое сусальное золото, очень наглядно объясняет один из экспонатов музея прииска Той, находящегося в Японии. В витрине расположен самородок диаметром 5 мм, а рядом, в особой рамке, висит раскованный из него квадрат золотой фольги со стороной 0,5 м. Это и есть лист сусального золота. Его толщина составляет около 0,05 микрон, а если бы можно было посмотреть на просвет, оказалось бы, что он голубоватый.
Лингвисты до сих пор спорят, каково происхождение слова «сусальное». Одни ведут его от старинного корня «сусало» (лицо). Имеется в виду, что украшают всегда лицевую, парадную сторону предметов. Другая же версия отсылает не к русскому, а к чешскому глаголу suseti (шуршать), подразумевая такую тонкость листа, что он шелестит на ветру.
Золочение оказалось идеальной техникой, отразившей богатство и помпезность многих эпох и общественных укладов, как на Западе, так и на Востоке. В Риме драгоценная фольга помещалась между двумя кусками стекла, и этот материал служил для облицовки залов имперских судов. Очень широко позолота представлена в буддийских религиозных святынях — зданиях и статуях.
Раннехристианское искусство использовало сусальное золото для создания особенной мозаики, представлявшей стены и своды церквей и базилик. Позже им стали отделывать иконы.
Пышное средневековье с его уклоном в торжественность и вычурность нашло в драгоценных листах исключительные возможности для украшения архитектуры и интерьеров монарших дворцов.
На протяжении столетий и по сегодняшний день сусальное золото признано безальтернативным способом золочения. Поэтому данная техника применяется в отделке:
- внешних частей зданий (купола, шпили, колокольни, кариатиды);
- внутренних фрагментов (потолки, колонны, пилястры, арки);
- алтарей;
- скульптур;
- металлических изделий;
- мебели;
- картин и икон (багеты);
- ювелирных украшений.
Отдельно стоит упомянуть пищевое употребление сусального золота, зарегистрированного как добавка Е175. Изысканный ингредиент вводится в блюда совсем не с целью вкусового обогащения (поскольку благородный металл безвкусен), а только для роскоши.
В съедобное золото часто оборачивают знаменитые индийские сладости митай. Также кусочки драгоценной фольги содержит один из сортов японского зеленого чая.
В континентальной Европе известны вина и настойки с золотыми хлопьями. Например, легендарные ликеры — польский Гольдвасер и голландский Голдстрайк, швейцарский шнапс Гольдшлегер, некоторые марки австрийского шампанского.
Технологии, прошедшие сквозь века
Когда идет речь о сусальном золоте, специалисты понимают под этим термином 2 вида покрытия:
- Чистое. Его рецептура предполагает сплав из 22-каратного желтого золота с небольшими примесями серебра, меди или платины. От композиции дополнительных металлов зависит цвет готовых пластин: серебро придает зеленоватый оттенок, медь — красноватый, платина добавляет белизны. Это состав сусального классического золота, которому не грозит ни окисление, ни позеленение.
-
Ложное. Представляет собой гораздо более массивные листы, с большей толщиной, при этом лишь имитирует золото: это сплав меди, олова, цинка и алюминия.
Хотя готовые пластины имеют привлекательный внешний вид и множество золотистых оттенков, они, во-первых, создают довольно грубую фактуру с малым блеском, а, во-вторых, подвержены коррозии и патинированию. Чтобы сделать покрытие более долговечным, его лакируют.
Производство сусального золота, в его чистом виде, представляет трудоемкий технологический процесс, состоящий из порядка 30 операций.
Удивительно, но только в некоторых европейских государствах его роботизировали. В большинстве же стран технология продолжает оставаться ручной. Ее основа — многоступенчатая ковка золотого бруска, в результате которой создается фольга толщиной от 0,05 микрон (вручную) до 0,01 микрон (машинным способом).
Независимо от того, как делают сусальное золото, первоначальным этапом является расплавление металла. Потом жидкость заливается в форму, где застывает в виде пластины. Далее — черед прокатки: драгоценную полосу многократно пропускают через специальный станок, каждый раз сокращая расстояние между валками. Это позволяет получить лист толщиной 25 микрон. Его нарезают и прокладывают между слоями особой бумаги (или кожи). А затем в дело вступают золотобойцы.
Этот этап может производится несколькими способами:
Способ | Процесс | Результат |
---|---|---|
Ручная отбивка | Производится с помощью чугунного или каменного молота, на глаз | Не позволяет достичь идеально равномерной толщины |
Автоматический молот, при участии человека | Наносит около 2 тыс. равномерных ударов, но стопку подкладывает человек | Минимизирует перепады толщины |
Полностью роботизированное производство | Станок-молот на всех этапах управляется компьютерной программой | Высокоточная технология, существует только в Германии и Италии |
Готовую фольгу складывают в виде квадратов в специальные буклеты, содержащие несколько сот листов.
В этом виде пленочки уже пригодны для декорирования. Теперь за них возьмутся мастера-позолотчики и создадут уникальный шедевр, который можно будет применить в самых разнообразных отраслях – от ювелирной до косметологической.