Все о ювелирной эмали

Ювелирное покрытие в украшениях привлекает своей необычной красотой. Используя его различные оттенки, можно создать поистине уникальные изделия, которые подчеркнут неповторимость драгоценного украшения и уникальность его владельца.

Ювелирная эмаль

Ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Тогда она имела другое название, но принцип ее нанесения остался тем же.

Ювелирная эмальФинифть использовали как в ювелирном, так и в декоративно-прикладном искусстве. Ею украшали богатую утварь: кубки, ларцы, чаши. Хотя прошло много веков, а технологии претерпели изменения, но свойства эмали все также высоко ценятся мастерами-ювелирами.

Данный вид покрытия является ручной работой, даже если само драгоценное украшение отштамповано по заводским стандартам. Процесс эмалирования представляет собой покрытие поверхности драгоценного металла легкоплавким стеклом. Эмали различают по составам и способам нанесения.

Какой бы не использовался метод: перегородчатый, сканный, выемчатый – все это преследует единственную цель: качественное нанесение покрытия на металл.

к оглавлению ↑

Состав и виды эмали

Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения.

Ювелирная эмальВ его состав входят кремнеземы и различные оксиды. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов. Они прочны, поэтому их часто используют в оформлении. Ювелирные изделия с эмалью смотрятся очень эффектно.

Виды эмалированных покрытий разделяют по способу закрепления. Есть горячие и холодные эмали для украшения ювелирных изделий, рассмотрим более детально:

  1. Горячие покрытия. Именно этому способу отдают предпочтения маститые ювелиры. Ее используют с очень давних времен. Для обработки такого ювелирного покрытия необходима печь, нагревающаяся до 800 градусов. Эмалевый порошок прочно прилепляется к металлической основе. Подобный способ использовался со времен Руси.
  2. Холодные покрытия. Для такого покрытия не нужны высокие температуры. Это своего рода стеклопластик, который разделяют на двухкомпонентную, теплоотверждаемую и светоотверждаемую глазурь. Двухкомпонентное покрытие самое простое: смешать в нужных долях и раскрасить изделие.

Ювелирная эмальПроцесс действия теплоотверждаемой эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Однако полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое. Процесс закрепления светоотражаемой холодной эмали на металлическую основу напоминает фотопломбирование в кабинете стоматолога.

Поверхность покрытия подвергают облучению ультрафиолетовой лампой. После этого она застывает. Светоотверждаемое покрытие используют в ремонте сколов на ювелирных украшениях.

к оглавлению ↑

Способы нанесения

Существует несколько способов нанесения ювелирного эмалированного покрытия на драгоценные изделия. Эти техники характерны именно для цветных эмалей, например:

  1. Клаузоне. Это перегородочная техника. Золотые или серебряные нити напаивают в качестве орнамента. Она напоминает технику филигрань с замысловатыми иероглифами.
  2. Ювелирная эмальШамплеве. На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветной эмалевой крошкой. Это самая древняя технология нанесения покрытия.
  3. Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и «выпекают».

к оглавлению ↑

Перегородчатая эмаль

Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.

Ювелирная эмальВ давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».

В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.

Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.

Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.

Признаки перегородочной эмали:

  • рисунок тонкой работы;
  • контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
  • цена изделия достаточно высока.

Ювелирная эмальУкрашения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.

В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.

к оглавлению ↑

Технология изделий с перегородчатой эмалью

Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.

Технология эмалирования достаточно трудоемка:

  • на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
  • заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
  • основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;
  • Ювелирная эмальдля перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;
  • глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
  • украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
  • изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.

Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.

к оглавлению ↑

Ювелирные изделия с эмалью

Украшения с нанесенной глазурью ценятся достаточно высоко, бывают случаи, когда их цена превышает стоимость изделий с ювелирными камнями. Здесь важны и исходные продукты, качество материала, драгоценная основа, мастерство и художественный вкус ювелира.

Ювелирная эмальПри помощи технологии эмалирования появляются не просто кольца, серьги, браслеты. Это потрясающие произведения искусства. Ювелирная эмаль может стать элементом украшения запонок, брошей, подвесок и колье. Иногда ее сочетают с камнями – тогда она становится оправой, а иногда, для создания шедевра, достаточно просто красок.

Если судить упрощенно, финифть – стекло, стойкое к химическому воздействию. Однако и оно подвержено сколам, исправить которые может ювелир. Как правило, горячая эмаль украшения делает дороже, поскольку процесс его изготовления довольно длителен.

Приготовленная холодным способом глазурь, продавливается на украшении ногтем. Ее не полируют, поэтому, изначально поверхность такого изделия может быть немного неровной.

Горячая глазурь на вид имеет прозрачное финишное покрытие. По своему составу, подобные украшения разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие.

к оглавлению ↑

Ювелирная эмаль своими руками

Эмалирование предметов в домашних условиях возможно. В арсенале начинающего мастера должны быть лишь следующие составные:

  1. Медные пластинки. Необходимы в качестве основы для нанесения ювелирной эмали. Как правило, кровельную медь можно раздобыть в строительных гипермаркетах и специализированных рынках.
  2. Инструменты. Работая с металлами, нужно иметь при себе ножницы по металлу. Так же понадобятся щипчики, пинцеты, бокорезы, круглогубцы и прочие приспособления для тонких манипуляций.
  3. Ювелирная эмаль. Самый важный атрибут, ради которого все и затевается.

    Ювелирная эмальПроще всего найти такой неходовой товар на сайтах производителей. Существуют отечественные и зарубежные образцы для выполнения изделий с холодной и с горячей эмалью. Следует учесть, что для работы может понадобиться ступка из металла для измельчения вещества. Если работы будут проводиться с холодной эмалью, нужны будут катализаторы. Работая со светоотражающим веществом, понадобится полимеризационная лампа.

  4. Муфельная печь. Устройство необходимо, если украшения будут изготавливаться при помощи горячей эмали. На начальном уровне работы с эмалью холодным способом, конвекционная печь вполне подойдет. Микроволновую использовать нельзя. Муфельная печь – удовольствие достаточно дорогое.
к оглавлению ↑

Особенности выбора украшений и уход за ними

Следует изучить предложения рынка, прежде чем приобретать ювелирные украшения. Эмаль требует от мастера определенной сноровки и мастерства. Стоит учесть следующие нюансы:

  1. Ювелирная эмальКачественные изделия на основе драгметаллов не стоят дешево, их относят к украшениям класса премиум.
  2. На украшении не должно быть сколов и дефектов.
  3. Основой под ювелирное изделие с эмалью подходит золото, серебро и медь. Эти металлы хорошо держат форму при нагревании.

Уход за подобными изделиями подразумевает:

  • защиту украшений от механических повреждений;
  • избежание температурных перепадов и долгого нахождения на солнце;
  • нанесение косметических средств перед надеванием украшений, избегать контактов с бытовой химией;
  • избежание длительного контакта с влагой, снимать перед водными процедурами.

Ювелирная эмальПроцесс ухода за ювелирными украшениями с эмалью не требует специальных навыков. Для удаления загрязнений достаточно теплой воды и мягкой тряпицы. После мытья, украшение нужно просушить.

Основная задача ювелирной эмали – служить украшением дорогого изделия. Она не заменяет камни, а подчеркивает их великолепие и блеск. Порой, тонкая работа эмальеров по отдаче не уступает мастерам огранки. Нужно иметь художественное чутье и четко придерживаться технологического процесса, чтобы создать истинный шедевр.

Полезная статья?
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 4,75 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главная » Украшения » Все о ювелирной эмали
Adblock
detector